МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Как отличить подлинник от подделки (продолжение Часть вторая)

Как отличить подлинник от подделки (продолжение Часть вторая)

Коммерческая живопись: как обманывают на рынке картин.

Как отличить авторскую живопись от фотопечати и не ошибиться в выборе картины.

После окончания Академии Художеств, у меня и моих сокурсников возникла проблема с трудоустройством. Наши картины не продавались (еще не сформировалась своя клиентура), и я решил попробовать себя в роли коммерческого художника — на четвертом этаже одного из мебельных гипермаркетов предложили работу — сидеть за мольбертом и махать кисточкой, привлекая покупателей.

Подразумевалось, что после покупки дивана, покупатели, сидя в кафе за столиками, потягивая коктейль, увидят картины и захотят и что-нибудь повесить и у себя дома, над диванчиком. Вскоре я стал писать портреты по фотографии.

Исходное фото и живописный портрет.

Портреты по фотографии — достаточно трудоемкая вещь для профессионального живописца. Чтобы человек был «похож» на фотографию, приходится рабски копировать черты лица на снимке, ведь у художника нет возможности непосредственно пообщаться с моделью. После окончания очередного портрета, я подумал, что логичнее передать такие заказы в ведение фотоателье и дизайнеров, которые за короткое удовлетворят клиента. Еще можно нанять дешевую рабочую силу — художников-китайцев, эдаких «литературных негров» от ИЗО.

Китайский ремесленник пишет портрет Барака Обамы по фотографии. В деревне Дафэнь искусство поставлено на «конвейер» в лучших традициях китайских фабрик. Одной картиной по очереди могут заниматься несколько человек. Работа в конвейерном темпе настолько набивает руку художника, что уже через несколько месяцев легко пишутся копии «Моны Лизы» Да Винчи. Условия труда — соответствующие

Большинство современных живописцев сейчас не пишут копий — во-первых, по той причине, что занятие это утомительное и требующее большой аккуратности и точности глаза. Во-вторых, им трудно конкурировать с техникой: принтер печатает быстро, не разбирая, Микеланджело или Пикассо. В то время как у художника создание «вермеера» площадью в 1 кв.м. может отнять недели человеко-часов, если он хочет точно попасть в цвет и стиль.

В настоящее время, новые технологии печати прочно прописались на арт-рынке. Единственная проблема: не надо такие фотопринты называть живописью...

К исходному портрету XIX в. «прикручивается» голова заказчика. Фотоколлаж в золоченой рамке.

К сожалению, иногда случается, что холст с напечатанной «картиной» оказывается выставленным на продажу именно как настоящее живописное полотно, т.е. как то, что написано кистью живым человеком. Торговцы пользуются тем, что за последние 15 лет качество печати поднялось так высоко, что отличить напечатанную «картину» от подлинной неспециалисту очень сложно.

ХОЛСТ, МАСЛО, ФОТОШОП

После того, как холст с напечатанной на нем репродукцией сходит из-под принтера, его «доделывают». Поверхность «картины» покрывается специальным гелем с помощью жесткой щетинистой кисти. Бороздки от кисти создают эффект натурального письма маслом. Благодаря этим хитростям изделие приобретает столь ценимый (и дорогостоящий) эффект рукотворности, а не машинной штамповки.

По сообщению искусствоведа Софьи Пономаревой, «не лучшим образом обстоит дело и с картинами, которые производят впечатление оригинальных произведений современных художников. Чаще всего, если мастер стал работать на поток, алгоритм таков. Предположим, лет семь назад он написал талантливую картину — букет хризантем на синем фоне. Сначала один, потом другой знакомый автора просят его продать „такую же“. Поскольку писать повторы надоедает, а от денег отказываться тяжело, живописец, воспользовавшись советом более опытных коллег, вскоре загружает свою картину в память компьютера. Затем ему остается только нажимать на кнопку „Print“.

Значительный процент популярной коммерческой авторской живописи, продающейся сегодня для интерьеров, создан именно таким способом. Как раз по этой причине ассортимент некоторых художественных галерей и уличных ярмарок не меняется годами: как только довольный клиент снимает с гвоздя один симпатичный натюрморт, продавец уже заказывает со склада точно такой же». Зачем рисковать, выставлять на продажу что-то новое? Опыт ведь доказал, что данный натюрморт пользуется ровным спросом — вот и славненько.

АВТОРСКАЯ ШЕЛКОГРАФИЯ

Я бы не хотел нагонять ужаса в стиле «вас обманывают, уважаемые покупатели!». Ни для кого не секрет, что известные художники совершенно официально продают фотокопии своих работ. Копий изготавливается ограниченное количество (limited edition), художник сам контролирует цветоделение и вручную подписывается под каждым экземпляром. Всегда есть атрибуция, где сообщается, что это — НЕ оригинал, а «авторская шелкография». Стоит такая работа раз в десять дешевле оригинала. Есть и на такие произведения спрос. Но люди точно знают, что покупают и почем.

   * * *

Специалисты по цифровой печати указывают несколько примет, по которым можно узнать, является ли изображение на холсте произведением рук человеческих, или сошло с печатного станка: слишком гладкая, «неживая» поверхность живописи, слишком аккуратные края картины, и так далее. Главный же совет — имейте дело с проверенными, «своими» людьми, с теми, кому вы лично доверяете. Как говорит иконописец Филипп Давыдов, «...потратьте время и усилия, для того, чтобы найти тех мастеров, того художника, который будет человеком достойным того, чтобы ему доверить осуществление Вашего проекта. И если человек достоин этого, то дальше Вы уже ведете с ним отношения не как с тем, кто пытается Вас обокрасть, или выцыганить лишнюю тысячу рублей, а как с коллегой, с которым Вы вместе делаете общее дело».

Настоящий ценитель живописи не пойдёт покупать картину на рынок или непонятно у кого — точно так же, как диски с лицензионным программным обеспечением не покупают в переходе. И тогда вы купите свою настоящую картину и будете ей гордиться.

В конце концов, каждый получает то, что искал.

Федор Пирвиц, специально для «Фамильных Ценностей», Санкт-Петербург

Как отличить подлинник от подделки (начало)

18 марта 2013 г.
Комментарии